Решение от 12.02.2011 (Доклад Главы района)

                                                                                                                                                             

Отчет главы Тетюшского муниципального района

об итогах работы в 2010 г. и задачах на 2011 г.

(отчет Главы района на заседании Совета 12.02.2011)

                                                                                                                                                                  
Уважаемый Ильдар Шафкатович!
Уважаемые депутаты!
Уважаемые приглашенные!

В соответствии с п.4 статьи 39 Устава Тетюшского муниципального района на очередное 7-ое заседание Совета района представляется «Отчет Главы района осоциально-экономическом развитии Тетюшского муниципального района в 2010 г. и задачах на 2011 г.».     

2010 г. оказался насыщенным на важные события. В республике избран второй Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов, новое Правительство под руководством Ильдара Шафкатовича Халикова. Мы отпраздновали 65-летие Великой Победы над фашистской Германией и 90-летие образования Татарской АССР, провели перепись населения.

Мы вспоминали и чествовали бывших и работающих сегодня видных руководителей и тружеников нашего района в честь                80-летия его образования.

Одним из главных событий в жизни наших муниципалитетов – это, несомненно, вторые выборы депутатов в представительные органы городского и сельских поселений Тетюшского муниципального района, глав муниципальных образований, и, наконец, формирование Совета Тетюшского муниципального района.

В октябре 2010 г. Совет сформирован из 54 депутатов, избран Глава МО «г.Тетюши» и Тетюшского муниципального района, на конкурсной основе назначен Руководитель Исполнительного комитета района. Депутаты Совета района второго созыва образовали 4 постоянные комиссии: по бюджету, экономике и предпринимательству; по местному самоуправлению, законности, правопорядку и депутатской этике; по вопросам социальной политики; по землепользованию, аграрным и природоохранным вопросам.

За период работы Совета 1 и 2 созывов проведено 43 заседания Совета, на которых обсуждено  более 370 вопросов.

В их работе принимали участие представители Государственной Думы Российской Федерации, Государственного Совета Республики Татарстан, Аппарата Президента Республики Татарстан, Кабинета Министров, министерств и ведомств Республики Татарстан.       

За это время разработано и принято Советом 18 районных программ. Наиболее значимые из них: Программа социально-экономического развития Тетюшского муниципального района на 2006 – 2010гг.; «Развитие сельского хозяйства в районе на              2008-2012 годы»; Комплексная программа по профилактике правонарушений на 2010-2015 годы. Недавно были разработаны и приняты Советом Программы «Улучшение демографической ситуации на 2010-2012 гг.» и «Укрепление здоровья, повышение продолжительности и качества жизни населения Тетюшского муниципального района на 2011-2015 годы».

Под эгидой Совета района проводился ряд мероприятий районного масштаба: конкурс «Самый благоустроенный населенный пункт Тетюшского района», итоги которого традиционно подведены в день «Сабантуя», сельскохозяйственные ярмарки, празднование Дня Победы, Дня Республики, Дня города, спортивных праздников, праздников сел и малых населенных пунктов.

По отдельному графику ежемесячно в поселениях района организованы встречи руководства района и руководителей ведущих служб, связанных с вопросами жизнеобеспечения, и населения, личный прием граждан Главой, Руководителем Исполнительного комитета района.

В поселениях района используются такие формы организации местного самоуправления как собрания граждан, заседания Советов поселений, постоянных комиссий и работа общественных организаций.

В конце 2009 г. Совет района инициировал вопросы преобразования 12 сельских поселений путем их объединений в шесть. 22 мая 2010 г. Государственным Советом Республики Татарстан был принят Закон №27-ЗРТ «О преобразовании отдельных муниципальных образований и внесение изменений в Закон Республики Татарстан «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Тетюшский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе».

Совет и Исполнительный комитет района в своей работе тесно сотрудничали с общественными организациями и политическими течениями. Самая многочисленная из них – Всероссийская политическая партия «Единая Россия». Мы с вами являемся свидетелями и участниками реализации в жизнь приоритетных национальных проектов, проводимой по инициативе и под контролем «Единой России».

Традиционным признанием на территории района пользуется деятельность профессиональных ветеранских, этнокультурных и религиозных общественных организаций. Особой поддержки заслуживает развитие общественных организаций женщин, молодёжи, пенсионеров, инвалидов.

Основным представителем интересов населения является Общественный совет Тетюшского муниципального района, созданный постановлением Главы Тетюшского муниципального района в марте 2009 г., который все активнее принимает участие в экспертизе нормативных актов, совершенствовании учета общественного мнения, более широком привлечении к этой деятельности других общественных объединений.

Особое место в дея­тельности районного Совета и Исполнительного комитета занимает работа с письмами и заявлениями граждан.

В   2010 г. в адрес Главы и Руководителя Исполнительного комитета района поступило 316 письменных обращений граждан, из них через систему электронного документооборота 161 (50%), и 120 письменных обращений из вышестоящих органов. Основная масса вопросов относится к жилищной проблеме. Несмотря на большие объёмы жилищного строительства, вопросы обеспечения жильем остаются для населения наиболее важными и значимыми.

Реалии нашего времени, стремительный прогресс современных технологий настоятельно диктуют необходимость внедрения информационных технологий в деятельность органов местного самоуправления.

Разработана и утверждена на декабрьском заседании Совета Тетюшского муниципального района Программа «Информатизация органов местного самоуправления в Тетюшском муниципальном районе на 2011-2013 годы».

В Исполнительном комитете Тетюшского муниципального района создан новое структурное подразделение - отдел информатизации и документооборота. Проведена работа по обновлению компьютерного парка, установке офисных и коммуникационных программ, перенастройке локальных сетей. Действует система электронного документооборота.

Но в сельских поселениях района работа в этом направлении только начата, все они зарегистрированы в Единой системе электронного документооборота, получены коды доступа, проводится обучение. Поставлена задача перейти на электронный документооборот на поселенческом уровне к концу 1 квартала текущего года.

Ведется работа по формированию реестра муниципальных услуг в электронной форме. Разрабатываются административные регламенты оказания этих услуг.

Задачи на 2011г.: ( на экране)

- развитие системы информационного обеспечения органов местного самоуправления;

- улучшение качества и оперативности принятия управленческих решений на базе новых информационных технологий;

- обеспечение доступа граждан к государственным и муниципальным  информационным ресурсам и услугам;

- увеличение доли электронного документооборота в общей доле документооборота;

- обучение специалистов сельских поселений Тетюшского муниципального района работе в системе электронного документооборота и видеоконференций.

Общая численность населения на 1 января 2011 г. составляет 24807 человек. По сравнению с уровнем прошлого года численность населения уменьшилась на 158 человек. В структуре населения 10,6 тыс. человек занято в экономике.

Среднедушевые доходы населения за 2010 г. по оценке возросли на 816 рублей или 15% и составили 5760 рублей. Средняя начисленная заработная плата – 9755 руб. (рост к 2009 г. - 14%). И хотя темп роста этих показателей ниже среднереспубликанских, все же имеет место положительная динамика.

Существенная государственная поддержка в 2010 г. предоставлялась предприятиям через финансирование общественных работ. Более 12 млн.руб. выплачено предприятиям на оплату труда около 1500 работникам, принявшим участие в общественных работах, что позволило снять некоторую напряженность на рынке труда в районе.

В Центре занятости населения численность официально зарегистрированных безработных составила 269 человек или 2,4% от экономически активного населения.

В 2010 г. завершена реализация пятилетней программы социально-экономического развития Тетюшского муниципального района. Основные задачи, поставленные в данной программе, выполнены, достигнуты целевые значения по показателям качества жизни. Валовой региональный продукт в 2010 г. по предварительной оценке в сопоставимых ценах на уровне прогнозируемого показателя по Программе. Уровень среднемесячной заработной платы на         16% выше запланированного, денежных доходов на душу населения – на 6,5%. Превысил прогнозируемое значение показатель обеспеченности общей площадью жилья на 1 жителя (23 кв.м и 26,3 кв.м).   

Уважаемые депутаты! Уважаемые приглашенные!

Сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики района, от его развития зависит уровень жизни большинства населения.  

Всем известно, каким непростым сложился 2010 г. для сельхозпроизводителей. Засуха внесла свои коррективы в планы сельских тружеников.

Всего за 2010 г. в сельскохозяйственной отрасли получено выручки от реализации продукции более 575,2 млн. руб. Денежная выручка на 1 работника составила 426 тыс. руб. (107 % к уровню прошлого года).

Итоговые показатели сельхозотрасли приведены в таблице, которую вы видите на экране.

Валовой сбор зерна составил всего 21,2 тыс.тонн. Произведено 63 тыс.тонн сахарной свеклы. Отсутствие дождей с мая сделало свое дело. Почвенная засуха не позволила земледельцам получить достойный урожай.

Из засеянных под урожай 2010 г. 19,2 тыс. га озимых культур    14 тыс. га пострадали от декабрьских морозов, а возврат весенних холодов также оказался губительным для дальнейшего роста и развития растений. Эти площади были пересеяны яровыми зерновыми культурами (материальный ущерб - более 50 млн. руб.)

В результате почвенной засухи лета 2010 г. погибли посевы сельскохозяйственных культур на площади более 18 тыс.га (материальный ущерб - около 100 млн. руб.). Кроме того, пострадали и были убраны на корм более 4 тыс. га зерновых культур, а продуктивность половины выживших посевов зерновых культур оказалась крайне низкой. Пострадало и погибло большинство посевов семян элитных и высших репродукций, поэтому под урожай 2011 г. засыпаны семена с площадей товарных посевов.

Показатель эффективной работы «денежная выручка» в среднем по району составил 6,9 тыс.руб. на 1 га пашни. В ООО «Яна юл» этот показатель составил 26 тыс. руб., ООО «А/ф «Колос» - 14,5 тыс. руб., в КФХ Сафиуллов и КФХ Загидуллин – 11,1 тыс. руб. В то же время в ООО «А/ф «Родина» - 4,7 тыс. руб., ООО УПХ «Тетюшское» - 4,8 тыс. руб., ООО «Новая Заря» - 5,1 тыс. руб.

 Уважаемые руководители! Если бы все работали на уровне хозяйств Сафиуллова и Загидуллина, то денежную выручку даже в такой год мы бы получили около 1 млрд. руб. Работая же на уровне ООО «Новая Заря», то мы заработали бы только 400 млн. руб.

Приближается время весенне-полевых работ. От того, насколько качественно и своевременно мы подойдем к ним, будет зависеть судьба нового урожая. Поэтому руководителям хозяйств весной важно не упустить сроки сева, своевременно подготовить почвообрабатывающую и посевную технику.

За время реализации национального проекта «Развитие АПК» значительно улучшился качественный состав сельскохозяйственной техники. В 2008-2010 гг. закуплено сельскохозяйственной техники на 186 млн.руб.  

С внедрением энергосберегающих технологий, с применением широкозахватных орудий существенно снизилось ежегодное потребление горюче-смазочных материалов (в 2009 г. потребление ГСМ на 1 га пашни - 51,2 кг, в 2010 г. – 41,4 кг). При снижении расхода всего 10 л ГСМ на 1 га пашни экономия в целом по району составила 20 млн.руб.

Тем не менее особую озабоченность вызывает состояние тракторного парка. С каждым годом износ имеющейся техники увеличивается. Продолжает оставаться большой нагрузка и на зерноуборочные комбайны – более 400 га на 1 комбайн.

Задача руководителей сельхозформирований, управления сельского хозяйства и продовольствия района максимально участвовать в льготных программах обеспечения сельскохозяйственной техникой. Поддержка Правительства в этом вопросе ощутима, нужно ценить это.

Основным источником дохода сельхозпроизводства была и остается отрасль животноводства.

Несмотря на сложности, связанные с экономическим кризисом и засушливым летом, в 2010 г. в хозяйствах всех форм собственности удалось стабилизировать поголовье КРС (к уровню 2009 г. оно составило 101%).

По состоянию на 01.01.2011 поголовье КРС составило         18888 голов (+167 голов к началу года), в том числе в общественном секторе – 13161 голова (+ 79 голов к началу года) в личных подсобных хозяйствах – 5727 голов (+ 88 голов к началу года).

Свинопоголовье во всех категориях хозяйств – 16760 голов, что на уровне прошлого года.

За 2010 г. во всех категориях хозяйств произведено 5,5 тыс.т мяса, или 104% к уровню прошлого года,  реализовано более           3,2 тыс.т мяса. Производство молока составило 26,8 тыс. т (на уровне прошлого года), реализация - 17,1 тыс.т.

Средний удой в общественном секторе на 1 корову составил 3960 кг. (+150 кг)

Денежная выручка от реализации молока в 2010 г. составила около 150 млн. руб., что в полтора раза больше прошлого года. Рентабельность по молоку – 25%. Работая в одинаковых условиях, ООО «Авангард» получило рентабельность 60,3%, КФХ Сафиуллов – 59,6%, а такие хозяйства, как ООО «Новая Заря» - 5,5%, ООО «Волга» - 6,3%, ООО УПХ «Тетюшское» - 6,5%.

Следует отметить, что еще много резервов не задействовано для повышения эффективности животноводства. Недостаточно ведется работа по воспроизводству стада, соблюдению технологии содержания и кормления животных, еще надо отметить отсутствие контроля со стороны руководителей хозяйств. Особое направление – создание достойных условий труда для животноводов.

За 2010 г. в районе реконструировано 4 фермы, в 5 коровниках установлены современные молокопроводы ДаМилк и Де Лаваль. Приобретено 3 миникомбикормовых завода типа «Клад» (КФХ «Сафиуллов», ООО А/Ф «Колос», ООО «Яна юл»), танки-охладители.

Перспективным видится развитие мясного скотоводства в районе. В ООО «Велес» содержится 539 голов чистопородного мясного скота «Герфордской» породы (2009 г. – 305 голов).В планах предприятия - реализация племенного молодняка, увеличение поголовья. Кроме того, ООО «Яна юл», ООО «Агрофирма «НУР», ООО «Агрофирма «Колос» начали получать помесных телят. То есть Программа развития мясного скотоводства в районе получает свое развитие.

Главная задача всех - завершить зимовку скота без потерь поголовья и снижения производства молока, как мы и договаривались на совещании с руководителями хозяйств в конце 2010 г.

Реализация Программы развития сельского хозяйства в районе в большей степени зависит от развития личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств.

На сегодняшний день в районе имеется более 7900 личных подворий, в том числе 5305 на селе, наличие скота в которых представлено на экране. В среднем по району на 100 сельских дворов приходится   48 коров. (по РТ - 40 коров).

В рамках государственной программы развития сельского хозяйства по направлению стимулирования развития малых форм хозяйствования в районе за период с 2006 - 2010 гг. на развитие личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств кредитными организациями было выдано около 1800 кредитов на общую сумму более 257 млн. руб., том числе в 2010 г. 470 кредитов на сумму 56,6 млн.руб.

Количество и сумма выданных кредитов на развитие ЛПХ в разрезе поселений (с ранжиром по % охвата кредитами подворий) представлены в таблице, которую вы видите на экране. Бесспорным лидером является Бакрчинское сельское поселение (49 %). Хороший результат в Байрашевском СП (39%) и Урюмском СП (36%).

Очень много примеров образцового ведения подсобного хозяйства с помощью льготного кредитования: это Чербаев М. (г.Тетюши), Шамсутдинов А. (с.Утямышево), Юсупов Т. (с.Байрашево), Ибятов М. и Заббаров З. из с.Н.Тархан и мн. др. 

   Чербаев М.В. в 2010 г. вывел и продал 10 тыс. бройлеров на 300 тыс. руб., гусят 50000 голов по 150 руб. на 7500 тыс. руб., утят 15000 голов по 60 руб. на 900 тыс. руб. Общая выручка за 2010 г. - 8,7 млн. руб.

Шамсутдинов Айдар ( с.Утямышево) имеет в своем хозяйстве   6 коров, 6 голов бычков, 2 лошади. В 2010 г. из своего ЛПХ продал 34,3 т молока на 370 тыс. руб., мясо 13 ц на 195 тыс. руб.

По программе самозанятости населения в 2010 г.  489 человек зарегистрировались в качестве глав крестьянско-фермерских хозяйств, выбрав в основном такие виды деятельности как животноводство, растениеводство и пчеловодство.

Ведется работа по созданию семейных ферм. В настоящее время созданы 2 семейные фермы в н.п. Б.Шемякино и Пролей-Каша, где содержится 92 головы КРС, в том числе 78 голов дойных коров.

Главам поселений на своих территориях необходимо активнее проводить работу по развитию ЛПХ и семейных ферм – это не только дополнительная занятость населения, но и достаток в домах сельчан тем более, что мы постоянно ощущаем поддержку со стороны республики.

В 2010 г. из республиканского бюджета хозяйства получили финансовую помощь в виде субсидий в сумме 181,4 млн. руб. Распределение субсидий представлены на экране. Спасибо за это селяне говорят Правительству Республики Татарстан.

Основной задачей развития сельскохозяйственного производства на 2011 г. являетсядальнейшая интенсификация сельскохозяйственной отрасли в рамках реализации Программы развития сельского хозяйства в Тетюшском муниципальном районе на 2008-2012 гг. по направлениям, которые отражены на слайде:

- капитальный ремонт и реконструкция животноводческих помещений;

- увеличение площадей, засеваемых элитными семенами;

- внедрение энергонасыщенной техники и энергосберегающей технологии;

- обновление парка сельскохозяйственной техники;

-  развитие мясного скотоводства;

- содействие развитию личных подсобных хозяйств, семейных ферм.

Руководителям сельхозпредприятий в 2011 г. необходимо приложить все усилия на повышение конкурентоспособности и снижение производственных затрат на единицу продукции, повышение рентабельности производства.

Мы способны в общественном секторе  стабильно:

- ежегодно получать денежной выручки не менее 1 млрд. руб.;

- добиться рентабельности всех отраслей сельскохозяйственного производства;

- произвести зерна не менее 120 тыс. т, сахарной свеклы – не менее  100 тыс. т, рапса – 2,5 тыс. т, картофеля – 1,5 тыс. т;

- заготовить кормов на 1 условную голову не ниже 30 ц к. е.;

- увеличить производство мяса на начальную голову до 220 кг по КРС и до 100 кг по свинопоголовью за счёт сбалансированности рационов, применения новаций в отраслях животноводства;

- выйти на рубеж по продуктивности коров не менее 4150 кг в среднем по району.

Продолжить работу по формированию эффективного менеджмента, большей закрепляемости молодых специалистов на селе через целевое обучение на контрактной основе, создание привлекательных условий труда и лучшей его мотивации, обеспечение их доступным жильем.

Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье» гражданам России дает населению реальную возможность получения жилья. Развитие социальной ипотеки, обеспечение молодых семей доступным жильем требует активной деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления на местах, усиления разъяснительной работы, содействия в реализации этой программы.

За период 2006-2009 гг. общий ввод жилья составил                35,6 тыс.кв.м, за 2010 г. введено 8,5 тыс. кв.м. Плановые показатели выполнены.За время реализации Программы строительства жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, справили новоселье 152 семьи. За 2010 г. улучшили свои жилищные условия еще 6 семей.

Обеспеченность общей площадью жилья на 1 жителя у нас на 3,3 кв.м превышает республиканский уровень и составляет 26,3 кв.м. Тем не менее, имеется необходимость в строительстве жилья для молодых семей, в первую очередь на селе, для улучшения жилищных условий других категорий граждан.

По Программе социальной ипотеки построен 45-квартирный жилой дом.  

30 августа 2010 г. сдана Татарская школа в г.Тетюши.

Завершено строительство пристроя к Тетюшскому РОВД.

Капитально отремонтированы роддом и пищевой блок Тетюшской ЦРБ, здание многофункционального центра.

Завершается строительство десяти 18-ти квартирных жилых домов для ветеранов Великой Отечественной войны и их вдов.

По Программе капитального ремонта жилого фонда выполнен комплексный капитальный ремонт 3-х многоквартирных жилых домов на сумму более 9 млн.руб. Всего с начала действия программы отремонтировано  29 домов  на сумму около 59 млн.руб. Осталось выполнить капитальный ремонт еще 22 домов. В 2011 г. планируется отремонтировать 6 домов на сумму более 10 млн руб. (Останется 16 домов, для ремонта которых потребуется около 30 млн.руб.)

В н.п. Жуково продолжается строительство Тетюшского комбината строительных материалов производительностью 60 млн.шт. условного кирпича в год.

Много в 2010 г. сделано связистами ОАО «Таттелеком», в том числе телефонизировано 10 домов для ветеранов Вов, капитально отремонтированы линии связи.

Услуги сотовой связи на территории района предоставляют четыре оператора: филиал ОАО «МТС» в РТ, Казанский филиал ОАО «ВымпелКом», Региональное отделение по РТ Поволжского филиала ОАО «Мегафон», филиал в РТ ЗАО «НСС».

Недостаточный уровень сигнала  на территориях Урюмского, Беденьговского, Б. Атрясского, М. Атрясского, Кляшевского сельских поселений. Больше всего претензий высказывается в адрес оператора МТС.Для решения этих проблем в районе предпринимаются такие меры, как активное развитие сетей 3G (строительство новых базовых станций, развитие транспортной сети, улучшение зоны покрытия и устойчивости сотовой связи) операторами Мегафон и Билайн.

Ежегодно выполняются плановые показатели по дорожному строительству. Построено и капитально отремонтировано 8,5 км до н.п. Бессоново, Колунец, в направлении н.п. Сюндюково.

Дорожная служба, укомплектованная современной техникой, своевременно приводит дороги в нормативное состояние после обильных снегопадов.

В течение года, несмотря на пожары, засуху, снежные заносы, ледяные дожди, слаженно работали службы жизнеобеспечения: предприятия электро- и газоснабжения, тепло- и водоснабжения, связисты. Выражаю слова благодарности коллективам.

Немало вопросов по жилищно-коммунальному хозяйству района. Остаются высокими тарифы на тепло и воду в городе. Это волнует каждого и требует от нас принимать максимум мер по внедрению инновационных технологий, энергосберегающих мероприятий. Исполнительному комитету «МО г.Тетюши», товариществам собственников жилья необходимо продолжить работу в многоквартирных жилых домах по установке тепловых счетчиков, переводу отопительной системы на индивидуальные двухконтурные котлы для снижения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.

В планах на 2011 г.:

- завершение строительства Тетюшского комбината строительных материалов;

 - продолжение строительства спортивно-оздоровительного комплекса в г.Тетюши. В связи с этим не решен вопрос перемещения из приспособленных и несоответствующих требованиям зданий филиала РСДЮШОР «Батыр», филиала ЦСДЮСШОР                       им. Нежметдинова (шахматная школа), МУДО ДЮСШ Тетюшского муниципального района, МУДО «Тетюшская детская школа искусств РТ», МУ «Подвиг», МУ «Тетюшский территориальный центр молодежных формирований по охране общественного порядка «Форпост», МОУДОд «Центр дополнительного образования детей» Тетюшского муниципального района РТ;

- строительство хозяйственного блока МБУЗ «Тетюшская ЦРБ» с моргом и гаражами. В виду отсутствия в районе современного здания анатомического морга вскрытие умерших производится в          г.Буинске, что вызывает постоянные жалобы и недовольство со стороны населения, особенно мусульманского вероисповедания. Кроме того, автомашины скорой помощи паркуются на улице, что увеличивает затраты на их содержание и ухудшает условия труда водителей;

- продолжение дорожного строительства;

- капитальный ремонт объектов социально-культурной сферы, многоквартирных домов и др.

Важной составляющей благополучия и жизнедеятельности района является производство собственной продукции.

На промышленных предприятиях района в 2010 г. произведено продукции в действующих ценах без НДС на сумму около               170 млн.руб., что на 2 % больше, чем в 2009 г.  

Стало хорошей традицией ежегодное подписание Главой района и руководителями предприятий района Протоколов согласования основных результатов финансово-хозяйственной деятельности. В них закреплены плановые показатели предприятий на год, выполнение которых – одна из основных составляющих взятых районом  обязательств перед республикой.

Оборот розничной торговли за 2010 г. составил 680,3 млн. руб. Оказано платных услуг населению на сумму 230 млн. руб., из них бытовых услуг – 39 млн. руб. В общем обороте розничной торговли 30 % составляет оборот Тетюшского потребительского общества (201,9 млн. руб.).  По продаже товаров на душу населения Тетюшское райпо по итогам года занимает 4 место в Республике. Предприятием запускается линия по закупке, переработке и реализации мяса. И в тоже время у райпо имеются еще неиспользованные резервы. Производственные мощности этого предприятия позволяют увеличить объем производства для реализации продукции в соседних районах.

Сегодня малый бизнес становится все более значимой частью экономики. Растет количество субъектов малого предпринимательства. Удельный вес налогов и других платежей от субъектов малого предпринимательства в общем объеме поступлений налогов и других платежей в консолидированный бюджет района составляет 13 % (около 14 млн.руб.).

Хорошей поддержкой для предпринимателей района стало участие в  программе Правительства Республики Татарстан «Лизинг-грант».  Гранты в размере от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. позволили им продолжить развитие собственного бизнеса.  Главам сельских поселений необходимо активизировать разъяснительную работу среди населения по участию в программе «Лизинг-грант», чтобы организовать какое-либо производство на своей территории. Задача: одно поселение – один грант.

Полностью удовлетворена потребность населения района в транспортных перевозках, которые осуществляют ООО «Тетюшское автотранспортное предприятие», ИП Рафиков А.А., другие предприниматели, выполняющие рейсы по району, в г.Тетюши, в                 г. Казань, Ульяновск, Чебоксары и по заказу. Пользуются большим спросом услуги такси.

Приходится отмечать отсутствие предпринимательской инициативы в таких направлениях как жилищно-коммунальные услуги, сбор и переработка твердых бытовых отходов, оказание прачечных услуг, ремонт современной бытовой техники, не говоря уже о каком-либо производстве. Остается не занятой в районе рыночная ниша по продаже запасных частей для сельхозтехники, заготовительная деятельность, прудовое рыбоводство. Есть необходимость создания на селе малых предприятий по ремонту жилья, предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Главам поселений активнее нужно продолжить работу по увеличению налогооблагаемой базы, это и благополучие территорий.  

В районе немало историко-культурных территорий, представляющих интерес в историческом, этническом, культурном плане, что предполагает развитие туристического бизнеса.

Нам нужно добиться включения в республиканский туристический маршрут в древний город Болгар культурные объекты Тетюшского района и создать дополнительный маршрут "Болгар-Тетюши".

Инвестиционная привлекательность исторических территорий, развитие туристической сферы позволят обеспечить занятость местного населения в инфраструктуре туризма, дополнительное поступление денежных средств в местный бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности. Этот проект при своей реализации отразится в других отраслях экономики, что в целом скажется на социально-экономическом развитии района. Нужно активно всем работать.

Важной составляющей развития района является исполнение бюджета.

      План по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Тетюшского муниципального района на 2010 г. был утвержден в сумме 107,4 млн. руб., фактически поступило 127,5 млн. руб., что составляет 119 % к первоначально утвержденному плану.

Поступление налоговых и неналоговых доходов за 2010 г. составило 130% к уровню 2009 г. Закрепленных доходов получено больше на 29 млн. руб.

Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях -74% занимает налог на доходы физических лиц, поступление которого составило 83,7 млн. руб., или 104% к уточненному плану.

 Крупными плательщиками налога на доходы физических лиц являются: ООО «Агрофирма «Колос» - 4,2 млн. руб., Тетюшское Райпо – 2,9 млн. руб., ЗАО Стелз-Агро-Т -2,9 млн. руб., Тетюшский РЭС (ОАО «Сетевая компания») – 2,7 млн. руб., Тетюшский механический завод – 2,7 млн. руб., Тетюшская РГЭС ЭПУ «Буинскгаз» - 2,6 млн. руб.

Задолженность по налоговым платежам за 2010 г. сократилась на 1,2 млн. руб. и по состоянию на 1 января 2011 г. составила          4,7 млн. руб. 61% в общей сумме задолженности - это задолженность по земельному налогу, для снижения которой проводятся мероприятия по актуализации земельных участков.

Исполнение бюджетов поселенческого уровня осуществлялось в рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ     «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Плановые назначения по закрепленным доходам поселений составляют 31,5 млн. руб., доля бюджета МО «г. Тетюши» составляет 65%. В бюджеты поселений мобилизовано около 36 млн. руб., исполнение составило 113,5%.

Перевыполнен годовой план по закрепленным доходам в           20 поселениях района.

Выполнение годовых бюджетных назначений сельских поселений вы видите на экране.

За 2010 г. поступления от использования муниципального имущества и государственных земель в бюджет всех уровней, составили 12,4 млн.руб., вдвое больше, чем в прошлом году. Доходы от сдачи в аренду земельных участков - 2,6 млн.руб., от реализации земельных участков - 3,8 млн.руб. Поступило денежных средств от аренды имущества 319 тыс.руб., от реализации имущества - 5,7 млн.руб.

Для увеличения налогооблагаемой базы палатой имущественных и земельных отношений района совместно с сельскими поселениями проводились мероприятия по формированию земельных участков в счет невостребованных земельных долей и переводу их в собственность Тетюшского муниципального района.

Решением суда признано право собственности за Тетюшским муниципальным районом на земельные участки общей площадью    9,9 тыс.га., из которых в настоящее время уже на 6,3 тыс.га зарегистрировано право собственности. В текущем году работа по регистрации земельных участков продолжается.

В 2010 г. Управлением ПФР в Тетюшском районе в рамках реализации Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ проведена валоризация и индексация пенсий, в результате чего средний размер пенсии по району составил 6798 руб.  (В 2010 г. оформлена пенсия 504 гражданам, средний размер пенсии – 5475 руб.)

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» за год выдано 132 сертификата на материнский капитал, всего же с начала действия программы материнский капитал получили 499 граждан района.

С 1 января 2010 г. функция администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование возложена на территориальные органы ПФР. Оплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование произведена предприятиями и учреждениями района в полном объеме. Хочу поблагодарить руководителей предприятий и организаций за понимание, что в столь непростое время соблюдалась ими платежная дисциплина.

Проводилась работа и по взысканию задолженности по страховым взносам прошлых лет. В этом направлении неплохо поработала межведомственная комиссия по повышению уровня жизни и легализации доходов, рабочая комиссия при прокуроре Тетюшского района. За год задолженность сократилась на 2,4 млн. руб.

Задача Управления Пенсионного фонда – добиваться поступления в полном объеме текущих платежей и сокращения недоимки по страховым взносам со всех категорий страхователей путем дальнейшего взаимодействия с кредитными организациями, службой судебных приставов, прокуратурой, межведомственной комиссией по повышению уровня жизни и легализации доходов.

Повышение качества жизни населения в большей степени зависит от развития социальной сферы, предоставления различных видов социальных услуг.

Учреждениями социальной защиты района произведено различных выплат 12 тысячам получателей на сумму более 60 млн.руб.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» продолжалось дальнейшее развитие здравоохранения, главной задачей которого является обеспечение населения качественной медицинской помощью.

В целом по району выполнена программа государственного заказа оказания бесплатной медицинской помощи населению по стационару и по амбулаторно-поликлиническим учреждениям. Объем скорой медицинской помощи по программе государственных гарантий выполнен на 100 %.

На реализацию национального проекта «Здоровье» затрачено около 9 млн. руб., которые были направлены на улучшение работы скорой помощи и лечебно-диагностической деятельности, приобретение оборудования. Обновлен автопарк службы скорой помощи: в 2010 г. получены 2 автомобиля «FIATDOBLO», оснащенные набором врача общей практики, другим необходимым оборудованием. Выражаю благодарность руководству республики за предоставленный автотранспорт.

Укреплялась материально-техническая база, улучшались условия работы медперсонала. Проведен капремонт поликлиники, здания стационара, родильного отделения, отремонтировано 13 ФАПов. Принятые меры позволили повысить качество и эффективность амбулаторного лечения, снизить уровень общей смертности и общей заболеваемости.

Переход на продукцию специального детского питания Зеленодольского молочного комбината для детей первых трех лет жизни позволил значительно повысить качество жизни детей. Спасибо Вам, Ильдар Шафкатович, за принятие решения по централизованному обеспечению молочными смесями.

Сегодня нет проблем в лекарственном обеспечении льготников, особенно с социально-значимыми заболеваниями. Остается тревожной ситуация с демографией в районе. Родилось 237 детей (+4), умерло 444 человека(-46). Высока смертность населения в трудоспособном возрасте - показатель превышает среднереспубликанский в 1,5 раза (876,3, по РТ -548,3 на 100 тыс. населения соответствующего возраста).  Продолжительность жизни населения в районе по оценке составила 66,6 лет, в том числе            59,7 – у мужчин, 74,6 – у женщин. Выше республиканского показателя смертность населения в трудоспособном возрасте от злокачественных новообразований, от травм и отравлений. Младенческая смертность в 2010г. составила 8,3 случаев на 1000 детей, родившихся живыми.

2 февраля текущего года при активном участии министра здравоохранения Айрата Закиевича Фаррахова состоялось собрание коллектива медицинских работников района и представителей органов муниципальной власти по вопросу и мерам стабилизации прироста населения, в том числе трудоспособного. Высвечены «болевые» точки, где необходимо сконцентрировать работу учреждений здравоохранения:

- формирование социально-эффективного здорового образа жизни, сокращение уровня предотвратимой смертности населения и снижение уровня заболеваемости;

- создание условий для поддержки семьи, увеличения рождаемости;

- продолжение популяризации физической культуры и спорта, улучшение экологии, состояния окружающей среды;

- снижение заболеваемости социально-значимыми болезнями (онкология, туберкулез, алкоголизм, СПИД), потребления табака и пива;

- совершенствование молодежной политики.

Поставлена задача – достичь к 2015 г. средней продолжительности жизни населения до 70-летнего рубежа путем неукоснительного выполнения районных программ «Укрепление здоровья, повышение продолжительности и качества жизни населения Тетюшского муниципального района на 2011-2015 гг.», «Улучшение демографической ситуации на 2010-2012 гг.», включающих в себя мероприятия по поддержке семьи, материнства и детства, для повышения рождаемости, выработку мер по снижению смертности и борьбе с тяжелыми заболеваниями.

Формирование здорового образа жизни способствует улучшению демографической ситуации, здоровью молодого поколения, профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде. Значительное влияние на этот процесс оказывают две детско-юношеские спортивные школы, школа Олимпийского резерва по стендовой стрельбе, воспитанники которых являются чемпионами РТ, РФ, Европы, Мира, призером Олимпийских игр. Район занимает ведущее место по спортивно-массовой работе в республике. 28% населения регулярно занимаются спортом.

Наши успехи в спорте есть, они неоспоримы. В 2010 г. спортсмены Мамкин Виктор и Николаев Артём, заняв призовые места на Первенстве России по лыжным гонкам, вошли в состав сборной России.

На Первенстве Республики Татарстан по шахматам сборная Тетюшского муниципального района заняла 1 общекомандное место.

На Всероссийской Спартакиаде по военно-спортивному многоборью «Призывники России - 2010» наша сборная также заняла 1 место по Приволжскому Федеральному Округу.

Два года подряд в республиканской спартакиаде район занимает 1 место среди сельских районов. На II летней Спартакиаде молодежи РТ спортсмены нашего района в своей подгруппе в общем зачёте заняли 1 место и получили ключи от микроавтобуса FIATDUCATO из рук Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича  Минниханова.

Молодежная политика строится в соответствии с Программой патриотического воспитания молодежи в Тетюшском муниципальном  районе на 2009-2012 гг. Налажено полное взаимопонимание среди всех заинтересованных структур – отдела по делам молодежи и спорту, отдела образования, правоохранительных органов, других организаций. Ежегодно выполняется задание по призыву в ряды Вооруженных сил, постоянно приходят положительные отзывы от командиров войсковых частей на наших призывников.

Большая работа с подростками и молодежью района проводится Центром молодежных формирований по охране общественного порядка «Форпост», подростковым клубом «Подвиг», общественной молодежной палатой при Совете Тетюшского муниципального района.

Задачи на 2011 г. обозначены на слайде:

- активизировать работу тренерского состава по подготовке спортсменов, достойных представлять Тетюшский муниципальный  район на соревнованиях различного ранга;

- активизировать спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в целях формирования здорового образа жизни всех слоев населения;

-проводить мероприятия, направленные на воспитание здорового образа жизни среди молодежи,недопущение негативных явлений в молодежной среде.

В рамках реализации ключевых направлений приоритетного национального проекта «Образование», «Стратегии развития образования Республики Татарстан на 2011-2015 г.», принятой в декабре 2010 г., осуществлялась деятельность системы образования, главной задачей которой является обеспечение полноты и качества предоставляемых образовательных услуг с учетом их территориальной доступности, эффективного использования ресурсов образовательных учреждений.

В 2010-2011 учебном году функционируют                                           46 общеобразовательных школ, 22 дошкольных образовательных учреждений, из них 10 школ с татарским языком обучения, 5 школ с чувашским языком обучения, 5 татарских и 3 чувашских детских сада.

Разработана и утверждена программа «Развитие сети учреждений общего образования Тетюшского муниципального района на 2011-2013годы». (В 2011 г. разрабатывается Программа развития сети дошкольных учреждений)

Программой предусматривается выполнение мероприятий, повышающих эффективность системы образования и снижение неэффективных расходов, приведение нормативов по наполняемости классов, соотношениям «ученик/учитель», «учитель/прочий персонал» к федеральным индикаторам оценки эффективности в области «Образование». В результате, к 2013 г. изменится сеть образовательных учреждений, наполняемость классов, соотношение «учитель/ ученик».

Сеть образовательных учреждений будет  состоять из 31 школы, в том числе из 15 средних, 1 основной, 15 начальных. Наполняемость классов увеличится до показателя 11,3  ( в 2010 г. – 8,36).

Согласно программе «Школьный автобус» для организации перевозки обучающихся сельских школ задействованы 10 автобусов.

В настоящее время очень важным направлением в образовании является предпрофильная и профильная подготовка школьников. Предпрофильная подготовка осуществляется в 27 школах района (охват - 90 %). Профильное обучение организовано в 8 средних общеобразовательных учреждениях (охват - 38 %).

Результаты ЕГЭ в целом сопоставимы со средними показателями по Республике Татарстан.

На сегодняшний день всешколы подключены к сети «Интернет» по технологии широкополосного доступа, внедряются серверы «Электронный журнал» и «Электронный дневник».

 «Год учителя» стал для тетюшских педагогов плодотворным, привнес в их деятельность современные технологии и обеспечил улучшение качества образовательных услуг.

В истекшем году отметил 90-летний юбилей Тетюшский педагогический колледж, который по итогам конкурса на соискание премии Правительства РТ за качествобыл отмечен Дипломом.

Также 90 лет готовит специалистов разного профиля для агропромышленного комплекса Тетюшский сельскохозяйственный техникум.

В настоящее время Исполнительным комитетом района совместно с заинтересованными отделами ведется работа над проектом муниципальной программы «Развитие системы образования Тетюшского муниципального района на                       2011-2015 годы», которая наметит пути повышения качества образовательных услуг и их доступность на всех ступенях образования, реорганизации сети образовательных учреждений с целью повышения эффективности ее функционирования. Ответственным лицам надо ускорить работу над программой.

Основные задачи на 2011 г. вы видите на слайде:

- создание новой системы оценки качества работы учителей, школ и муниципальных систем образования;

- повышение качества нравственного воспитания и физического развития детей
- внедрение современных образовательных стандартов и технологий;

- подключение к сети Интернет городских детских садов;

- 100% обеспечение педагогов ноутбуками;

- 100% создание wi-fi сетей в средних и основных школах;

- перевод всей системы образования района на электронный документооборот;

- участие в едином электронном образовательном пространстве РТ.

Одна из важнейших задач культуры - сохранение, возрождение и развитие духовного наследия национальной культуры народов и их традиций. В клубных учреждениях района действуют различные национальные фольклорные коллективы, ансамбли.Большинство проводимых мероприятий вписываются в принятую Концепцию государственной национальной политики в Республике Татарстан и дают импульс развитию национальных культур и вносят неоценимый вклад в дело межнационального, межэтнического согласия.

Участвуя в конкурсе на присуждение грантов Правительства Республики Татарстан, учреждение по киновидеообслуживанию населения района получило грант в номинации «Музыкальное искусство» в размере 400 тыс.руб. и за высокие показатели в работе - автомобиль «FIAT». Номинаций много и нужно активнее участвовать.

Ощущение стабильности, уверенности в завтрашнем дне может быть только в социально защищенном обществе. Правоохранительные органы осуществляли свою деятельность в соответствии с Комплексной программой по профилактике правонарушений.

В целом, оперативная обстановка в городе и районе в течение года оставалась стабильной. (таблица)

Количество зарегистрированных преступлений осталось на уровне прошлого года. Произошло снижение умышленных убийств        (с 2 до 1), краж чужого имущества (с 150 до 130), краж автомобильного транспорта (с 5 до 1). В связи со значительным снижением бытовых преступлений (с 76 до 37 фактов) почти на четверть снизилась пьяная преступность.

Показатели раскрываемости преступлений увеличились по сравнению с 2009 г. с 79% до 82%, в том числе по тяжким и особо тяжким раскрываемость увеличилась - с 89 % до 92 %.

Вместе с тем остается достаточно высоким уровень рецидивной (рост на 7%) преступности, а также зафиксирован рост уличной преступности (с 23 до 33), над чем необходимо работать всем.

Министр внутренних дел по РТ Асгат Ахметович Сафаров в своем интервью газета «Республика Татарстан» 16 декабря 2010 г. отметил, что преступный мир эволюционирует, но не становится более гуманным. Преступному формированию, чтобы пустить корни и окрепнуть, нужно не так-то много времени. Это как снег: если его не убирать постоянно – завалит с головой. Абсолютно согласен с этой точкой зрения. Сегодня существует опасность распространения экстремистской идеологии, поэтому обеспечение общественной безопасности, борьба с преступностью, в том числе предупреждение любых проявлений экстремизма находятся в центре внимания властей района, правоохранительных органов.

В конце января текущего года на заседании Совета района с участием представителей МВД РТ, Комитета по безопасности и правопорядку Госсовета РТ были обсуждены вопросы профилактики экстремизма и терроризма и обозначена ответственность правоохранительных органов, глав поселений, исполкомов, руководителей образовательных учреждений за безопасность населения, проникновение в молодежную среду идеологии национального, расового, религиозного экстремизма.   

Проводились мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в школьных и дошкольных учреждениях:

- оборудование автоматической установкой пожарной сигнализации,

- огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений.

За 2010 г. на пожарах погибло 4 человека (2009 – 3 человека). Материальный ущерб от пожаров в прошлом году составил                 2,4 млн.руб. Уничтожено 6 строений и частично повреждены           19 строений граждан. К сожалению, 10 февраля этого года в городе произошло чрезвычайное происшествие. Пожар унес жизни                5 человек, в том числе 2 детей. Причины трагедии устанавливаются.

Задачи на 2011 г.:

- проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях бюджетной сферы и на предприятиях района,

- оснащение учреждений с массовым пребыванием людей системой оповещения о пожаре,

 - предупреждение пожаров, в частности охват обследованием жилых домов и квартир граждан, мест проживания одиноких престарелых граждан и инвалидов, многодетных семей. Это направление работы нужно усилить многократно!  

Уважаемые депутаты, участники заседания!

1 февраля 2011 г. в Доме Правительства РТ между Кабинетом Министров Республики Татарстан и муниципальными районами состоялось подписание Соглашений «О достижении планируемых значений показателей, индикаторов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Тетюшского муниципального района на 2011-2013 годы».

Предметом Соглашения является повышение качества жизни населения муниципального района. Индикатор качества жизни определяется совокупностью параметров, характеризующих доходы граждан, продолжительность жизни, обеспеченность жильем, уровень образования, обеспеченность социальной инфраструктурой, уровень преступности, соотношение уровней смертности и рождаемости, доверие к власти и др.

Наша задача – приложить все усилия по достижению намеченных показателей.

В настоящее время Министерством экономики Республики Татарстан и Центром экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан при участии министерств и ведомств разработана Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы.

Цель программы - повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого, динамичного развития татарстанской экономики и создание благоприятной среды жизнедеятельности человека.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- повышение конкурентоспособности татарстанской экономики,

- формирование динамичной системы государственного и муниципального управления,

- создание инновационной диверсифицированной экономики,

- экологизация экономики,

- увеличение доли среднего класса.

На заседании Государственного Совета Республики Татарстан в июне 2010 г. Вы, Ильдар Шафкатович, представили основные направления деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан на период до 2015 г.:

- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ключевых секторов экономики;

- повышение энерго- и ресурсоэффективности;

- развитие и поддержка малого и среднего бизнеса;

- дальнейшее развитие сельскохозяйственной отрасли;

- уделение особого внимания жилищному строительству;

- расширение базы стройиндустрии;

- завершение в течение 5 лет недоремонта жилого фонда;

- поддержка национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Эти направления будут учтены при разработке районной программы, программ развития сельских поселений, выполнение которых даст новый импульс развитию территории и повысит качество жизни населения района.

Сделано немало, но, к сожалению, есть недостатки в нашей с вами работе. Проблемы неоднократно обсуждались на заседаниях Совета Тетюшского муниципального района, совещаниях, проводимых Главой района, Руководителем Исполнительного комитета района.

Необходимо в перспективе ещё больше использовать мощный потенциал депутатов, общественности для решения поставленных задач. 

Для чего предстоит участвовать в программах жилищного строительства, строительства дорог, объектов соцкультбыта, капитального ремонта МКД, реконструкции ЖКХ, выполнить благоустройство дорог в населенных пунктах, решить вопрос с водоснабжением, особенно в сельской местности и т.д.

Мы благодарны Правительству Российской Федерации, Республики Татарстан за поддержку в финансировании проектов. Спасибо!

Уважаемые депутаты, участники заседания!

На муниципальные выборы 2010 г. мы шли с предвыборной программой Тетюшского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» - действительно реальной политической силой, постоянно доказывающей, что она является оплотом стабильности и успешного претворения намеченных планов, способной решить самые сложные и масштабные задачи.

Достаточно отметить, что депутатский корпус всех уровней, да и сам Совет, состоит в подавляющем большинстве из «единороссов» и единомышленников – членов общественной организации «Татарстан - новый век».  Поэтому при слаженной и сплоченной работе всех ветвей власти на местах, трудовых коллективов, руководителей, всех жителей района, мы сможем реализовать свои планы, решить стоящие перед нами задачи по социально-экономическому развитию района, вытекающие из Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету.

Нет сомнения в том, что избиратели Тетюшского муниципального района примут активное участие в выборах депутатов в Государственную Думу Российской Федерации в декабре 2011 г.

Спасибо за внимание!
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International