О праве потребителя на качество и безопасность игрушек

Каждому родителю важно знать, что игрушки и игры, в которые играют дети, приносят радость и являются качественными и безопасными для жизни и здоровья ребенка. Попробуем разобраться, какие игрушки можно смело давать детям, не переживая за их здоровье, а от покупки каких игрушек и игр лучше воздержаться.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

В случае же если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Кроме того, при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

В настоящее время действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. № 797 и Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» ТР ТС 008/2011, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. № 798.

Многие не знают, что продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств-членов Таможенного союза при её соответствии Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть промаркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.

Маркировка должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной для осмотра и идентификации. Маркировка наносится изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером. Маркировка может быть нанесена как на само изделие, так и на ярлык или индивидуальную упаковку.

Маркировка должна содержать следующую информацию:

  • наименование игрушки;
  • наименование страны, где изготовлена игрушка;
  • наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними;
  • товарный знак изготовителя (при наличии);
  • минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;
  • основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости);
  • способы ухода за игрушкой (при необходимости);
  • дата изготовления (месяц, год);
  • срок службы или срок годности (при их установлении);
  • условия хранения (при необходимости).

Игрушка, предназначенная для игры детьми, возраст которых не достиг трех лет, не должна содержать в своем составе мех, фарфоровые и стеклянные элементы, бумагу и картон, ворсованную резину. Если игрушка содержит в себе гранулы менее 3-х мм, то гранулы должны быть во внутреннем чехле игрушки.

Игрушка не должна иметь резкого запаха или острые деталей, о которые ребенок может травмироваться.

Игрушка и съемные детали игрушки, предназначенной для детей в возрасте до 3 лет, а также игрушки, непосредственно закрепляемые на пищевых продуктах, должны иметь такие размеры, чтобы избежать попадания в верхние дыхательные пути.

Мягконабивная игрушка не должна содержать в наполнителе твердых или острых инородных предметов. Швы мягконабивной игрушки должны быть прочными.

Маски и шлемы для игры из воздухонепроницаемого материала, полностью покрывающие голову ребенка, должны быть разработаны и изготовлены таким образом, чтобы исключить риск удушья в результате недостаточной вентиляции.

Игрушка, внутри которой может поместиться ребенок и представляет для него замкнутое пространство, должна иметь отверстие для выхода, легко открываемое изнутри, а также иметь поверхность с вентиляционными отверстиями.

В конструкторах и моделях для сборки детьми в возрасте до 10 лет пайка не допускается.

Не допускается поверхностное окрашивание и роспись игрушек-погремушек и игрушек, контактирующих со ртом ребенка.

В игрушках настольно-печатных текст и рисунки должны быть четкими и контрастными по отношению к основному фону.

Игрушки с использованием светодиодов не должны оказывать отрицательное воздействие на органы зрения ребенка, создавать вредных излучений.

В игрушках запрещается использование систем лазерного излучения всех типов.

В электрической игрушке, а также ни на одной ее составной части номинальное напряжение не должно превышать 24 В.

Детали игрушек, контактирующие или способные контактировать с источником электрической энергии, а также кабели, провода должны быть изолированы и механически защищены с целью исключения риска поражения электрическим током.

Шнуры для летающих игрушек должны быть неметаллическими и обладать диэлектрическими свойствами.

Что же делать Вам, как потребителю, если Вам был продана игрушка ненадлежащего качества?

В соответствии с п.1 ст.18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В таком случае рекомендуем обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой в обязательном порядке должны быть изложены Ваши данные, причина обращения и одно из вышеуказанных требований. 

Составленную претензию необходимо направить по почте письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или передать нарочно уполномоченному работнику продавца. В описи вложения необходимо указать «претензия от __.__.2019г. по поводу (далее необходимо указать Ваше требование)». Если претензия передается работнику продавца нарочно, Вам необходимо сделать копию претензии, на которой работник продавца собственноручно напишет свои Ф.И.О., должность, дату принятия претензии и поставит свою подпись. К претензии следует приложить копии кассового/товарного чека, гарантийного талона, иные документы.

В случае отказа продавца удовлетворить Ваше требование в добровольном порядке, Вам надлежит обращаться в суд, т.к. в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст.17 Закона защита нарушенных гражданских прав находится в компетенции судебных органов. При этом согласно п.п. 2, 3 ст.336.36 Налогового кодекса РФ, п.3 ст.17 Закона при подаче искового заявления о защите прав потребителей в суд Вы освобождены от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей.

 

Специалисты отделения в Буинском районе Зеленодольского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)».

По всем возникающим вопросам Вы можете обратиться по адресу: 422430, г. Буинск, ул. Ефремова, дом 135 В, или по телефону (8-84374) 3-26-76.

телефон Роспотребнадзора - 8 800 555 49 43 круглосуточно

 

Последнее обновление: 25 августа 2023 г., 14:40

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International