ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ Д.ЧИКИЛДЫМ
В середине 18 века беглые крестьяне спрятались в наших лесах. Их было две семьи татар и одна семья чуваш. Вырубили лес,построили избы и стали жить. Название деревне дали сами же, спустя некоторое время. Татарин сказал: «Чакылып калдык бит мында», то есть остались на постоянное жительство, обосновались.
Чуваш стало больше, потому что у них рождалось больше сыновей. Когда Наполеон занял Москву в 1812 году , в Чикилдыме было 15 домов. Помещиков не было, но были середняки-трудолюбивые крестьяне: Симаковы, Морозкины, Михайловы, которые не продали свои земельные участки после «Земельной реформы»1861 г.
Революция внесла свои изменения в уклад жизни местных крестьян. Создался сельский Совет, где первым председателем был Мавлютов Зенегат, секретарем - Жарков Алексей. Первыми комсомольцами в деревне стали Антонов Николай и Иванов Арсений. Первые партийцы д.Чикилдым-Михайлов Алексей Данилович и Антонов Николай Федотович.
В 1933 году создались два колхоза: « Ленин сулепе» и « Чулпан». Первые колхозники- Арефьев Михаил, Горшкова Софья, Петровы Ксения и Михаил. Первыми председателями колхозов стали Арефьев Михаил и Симаков Николай.
После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. колхозы объединились в один колхоз « Чулпан». Председателем стал Даминов Хады, а бригадиром стал Шайдуллин Гарай.
В 1951 году произошло объединение Чикилдымского и Бакрчинского колхозов и сельских советов . Первым председателем объединенного колхоза « Алга» был Валеев Абдулла, а секретарем Абаев Карим.
История записана со слов жителя д.Чикилдым Михайлова А.Т.
ИСТОРИЯ СЕЛА УТЯМИШЕВО
Деление Татарстана на районы началось 1 сентября 1930 года. В 1930 -1960 гг. существовал Больше -Тарханский район. До этого село Утямишево входило в Буинский уезд до 1920 года в Сибирскую губернию. Исторические документы , касающиеся села Утямишево, Бакрчи и другие хранятся в г.Ульяновске (Симбирске). На основе этих данных П. Мартынов пишет труд « Селения Симбирского уезда» (Симбирск, издание Симбирской губернской архивной комиссии 1903г.) Из этих источников известно:в 1646 году ясашный татарин Свияжского уезда Ибрагим Шигаев получает земли по царскому указу. Границы земли: река Беденьга до реки Тарханка и берега Тарханки. Вот он и считается основоположником Больших Тархан.
В начале 13 века группа людей с лидером по имени Утямыш с целью более близкого расположения к своим земельным уделам и основывают новое село Утямышево.
После крестьянской реформы 1861 года жители сел Большие Тарханы, Нижние Тарханы и Утямышево получают пойменные луга на берегу реки Волга.
В 1950 году после пуска Куйбышевского водохранилища эти земли остались под водой, что стало для жителей большой утратой.
В 1840 году в Утямышево проживало 257 человек в 50 домах. К 1861 году число дворов доходит до 88. В 1903 году Утямышево – село с 160 дворами, а количество жителей достигло 858 человек. В 1903 году в селе существовали 1 мечеть, 1 школа при мечети.
В 20-е годы 20 столетия 10-12 семей перешли на земли,отнятые у помещиков и создали поселок Берлек (Единство).
В послевоенные годы село разделилось на два религиозных округа (мекелле) т.е. действуют две мечети. Вторая мечеть находилась близ огорода Насырова Сагита. Обе мечети по величине и архитектуре были похожи. В 30-е годы башни обеих мечетей разрушают, снимают полумесяц. Это злодеяние совершают представители другой веры. Нижнюю часть мечети переоборудовали в четырехлетнюю начальную школу
ИСТОРИЯ СЕЛА БАКРЧИ
Правый берег Волги, где расположены Тетюши, в Х-Х111веках здесь господствовали казанские ханы. В 50 км от Волги, на вершине холма расположено село Бакрчи (Ново- Иркеево)В документе 1696 года о передаче земли татарам Тайба-Таушево упоминается село Бакрчи:»..там уже около 20 лет проживают налогообложенные татары. В 1861 году здесь, как и в других татарских селах, существовало два общества: бывших удельных крестьян- 5 домов и бывших государственных крестьян- 159 домов.
В 1903 году здесь было 204 дома, 1 мечеть и 1 школа. Еще до революции народ называл село Бакрчи, а в официальных документах село было зарегистрировано «Ново-Иркеево». Оно входило в состав симбирской губернии.
До революции в селе было 217 домов, 3 мечети, 2 медресе. Дети обучались читать и писать в медресе. Земельный участок давался только мальчикам-12 сажень. После октябрьских событий произошли изменения и в Бакрчах. В 1919 году первые коммунисты - братья Галимжан и Зариф – возвращается в родные края, с целью организовать в селе партийную ячейку, но вскоре были зверски убиты врагами революции.
Несмотря на трудности, Советская власть была установлена. Был организован сельский Совет. Первым председателем был Гисматуллин Самат (1928-1930гг)
В 1930 году в Бакрчах начинается организация колхоза. Его первоначальное название «МАРС». В 1951 году переименовали в колхоз «Алга» и объединили с колхозом «Ленин Сулепе»(д.Чикилдым). В 1930 году был создан к-з «Яна Юл»(д.Утямышево). В 1954 году колхоз переименовали на
колхоз «Маленкова». В 1955 году стал называться «Победа». В 1958 году колхоз объединился с колхозом «Корыч»(д.Нижние Тарханы),затем колхоз» Победа» в 1964 году обьединился с колхозом «Эшчэн» (д.Б.Тарханы). Укрупненный колхоз «Алга» объединил нас.пункты: Бакрчи, Утямышево, Чикилдым, Б.Тарханы, Н.Тарханы. В 1969 году на базе д. Б.Тарханы и Н.Тарханы образовался колхоз «Татарстан». В 1979 году к колхозу «Алга» присоединилось д.Чувашское Черепаново.
ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ ЧУВАШСКОЕ ЧЕРЕПАНОВО.
Рядом с лесом в живописном месте располагалась деревня Тарканпус, где жили наши предки чуваши (Ибресинский район Чувашской республики).
Век за веком жили там люди. Были в той деревне 2 брата: Чура и Пан. Оба любили работать , трудиться. Решили они пойти по свету и научить людей своему ремеслу, да и самим чему – нибудь научиться. Так они и жили , переезжая с одного места на другое. Приглянулось им однажды место : то ли по красоте , то ли по притягательности. Да только остались они там жить. И получило это место название – ЧУРАПАН в честь этих братьев. Так и росла деревня на глазах у всех. А место было красивое : лес, речка быстрая, плодородная земля. Жили здесь люди разных национальностей. Между собой не ссорились , помогали друг другу. Работали , землю пахали, в праздник хороводы водили да брагу варили. Ездили на базар в город Хулаш и Буа. Жили люди да жили -поживали да добра наживали и горя не знали. А горе-то налетело.
Деревня была расположена возле главной дороги, которая вела в город Хулаш. Повадились богачи и разбойники, ездившие и идущие на базар, грабить село. Не стало из-за этого нормальной жизни людям. Погоревали люди , затосковали , да делать нечего. Пришлось им покинуть обжитые места и переселиться в другое, по ту сторону реки Кильна. Да и здесь не было им покоя. Тогда они двинулись в глубь леса. Это место сейчас называется « Вырас кулли». Так наши предки и нашли новое место. Валили лес, выкорчевывали пни и создали новое селение.
В первое время было там 18 дворов. Но постепенно их количество росло. А местность здесь была лесистая. Вот так и появилась деревня под названием Черепаново. Татары устроились поодаль и назвали свое селение Татарское Черепаново. Жили все дружно, хоть и было трудно в то время. Такую вот историю, интересную и поучительную рассказывают нам наши предки – прабабушки и прадедушки, сохраняя эту легенду из века в век. И живет она в каждом сердце жителя этой деревни.
Последнее обновление: 26 января 2016 г., 14:10